Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
для студентов заочной формы обучения
по курсу «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов»
(преподаватель Иванова Лилия Фанисовна)
Тема 1: Теоретико-методологические основы юридической психологии
1. Сделайте психолого-правовой анализ двух отдельных норм права УК РФ. (для выполнения этого задания необходимо ознакомиться с комментарием к УК РФ автор О.Д. Ситковская).
Ст. 106 УК РФ. Убийство матерью новорожденного ребенка.
Это преступление считается привилегированным. То есть наказание - по сравнению с общей нормой достаточно мягкое (сравниваем со ст. 105 УК РФ). Несмотря на кажущуюся дикость в плане лишения младенца жизни, законодатель учитывает и состояние матери. «Психотравмирующая ситуация или состояние психического расстройства», - отмечает он. Еще в Соборном уложении подразумевалась тюрьма (срок - год), а впоследствии - замаливание грехов в церкви. Правоведы считали такое положение дел «дешевой расплатой».
Если вчитаться в диспозицию, то можно увидеть, что такое убийство происходит как с внезапно возникшим, так и с обдуманным умыслом. Выходит, что понятие «психотравмирующей ситуации» очень условною. То есть мотивом с точки зрения и судебной практики может стать банальный расчет - избавиться от обузы.
«Психотравмирующая ситуация» может быть и вовсе не связана с родами. Соответственно «привилегированный» статус женщин-убийц в таких случаях выглядит сомнительным. Такую трактовку психологии лиц с определенным правовым статусом можно считать в некотором смысле противоречащим принципам равенства всех перед законом и справедливости (ст. 4, 6 УК РФ).
Ст. 18 УК РФ - рецидив.
Понятие «рецидив» - одно из главных в уголовном праве. Было знакомо еще дореволюционным правоведам. В упомянутом «Соборном уложении» соответствующая идея также присутствует. Там говорили о «повторности преступлений». В дореволюционной литературе также отмечали «упорных преступников». Примерно то же отношение к рецидивистом и сейчас.
Законодатель отмечает два ключевых момента в составе - умысел в преступлении, судимость у лица, его совершившего.
При признании рецидива не учитываются судимости за преступления небольшой тяжести, лицами, совершенными в возрасте до 18 лет (п «а», «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ).
На наш взгляд, трактовка психологии преступника здесь достаточно упрощенная. Понятие рецидива вполне можно расширять - называть таковых и лиц с погашенными судимости и несовершеннолетних. Судебная практика показывает, что совершению особо тяжкого преступления нередко предшествует серия преступлений небольшой тяжести. Многие будущие рецидивисты - в прошлом малолетние преступники.
То есть повторное совершение преступлений лиц с погашенными судимостями, по сути, укрепляет их веру в то, что правового значения это не имеет, не сказывается на наказании. В итоге соответствующие характеристики остаются в криминолистических учетах, но не учитываются при вынесении приговоров.
2. Рассмотрите существующие подходы ученых: И.И. Аминова, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева к определению «предмет юридической психологии» как науки и учебной дисциплины.
И. И. Аминов определяет предмет как психические явления в сфере правовой деятельности.
Юридическая психология - учебная дисциплина с общими и частными задачами, среди первых - синтез правовых и психологических знаний; открытие психологических сущностей права; среди вторых - исследование личности юриста, его деятельности теоретические и методологическое обеспечение дисциплины и другое.
В. Л. Васильев, по сути, предметом считает деятельность правопослушную (его термин) и деятельность, выражающуюся в тех или иных правонарушениях.
Юридическая же психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает особенности системы «человек - право», а исследователи создают рекомендации для повышения работоспособности данной системы.
Для М. И. Еникеева очень важна прикладная составляющая. То есть это прикладная дисциплина, цель которой - обнаруживать проявление психических механизмов в области отношений, которые регулирует право.
Соответственно и предмет носит прикладной характер. Это психологические аспекты права, правового регулирования.
3. Составьте схему взаимосвязи юридической психологии с другими науками и отраслями психологии и юриспруденции. Проанализируйте вклад различных отраслей научного знания в формировании и развитии юридической психологии.
По сути, юридическая психология в первую очередь находится на стыке двух дисциплина - права и психологии. Соответственно отдельные направления психологической науки плотно связаны и с отраслевыми науками. Так, есть трудовое права как научная дисциплина, существует и психология юридического труда. Понятно, что исследователям стоит взаимодействовать друг с другом, чтобы результаты были более плодотворные.
На схеме в общих чертах представлены механизмы взаимодействия научных направлений - процессы перетекания идей из одной отрасли науки в другую.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аминов, И. И. Юридическая психология. М., 2012.
2. Васильев, В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов СПб., 2016.
3. Еникеев, М. И. Юридическая психология: с основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. М., 2016.