Фрагмент для ознакомления
2
Практикум по решению задач № 1 Тема 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента.
Обучаемым необходимо продемонстрировать способность осуществлять сравнение оперативного и стратегического управления организацией.
Для этого обучаемым предлагается выбрать в качестве примера современную российскую компанию (допускается условный пример) и кратко описать ее: вид экономической деятельности, отрасль, миссию, территориальное размещение, примерную численность персонала и т.п.
Задание 1. Играя роль менеджмента компании, дайте развернутые и аргументированные ответы на три основных вопроса стратегического менеджмента:
1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через несколько лет?
3. Каким способом достигнуть желаемого положения?
Задание 2. Сравните принципы оперативного и стратегического управления компанией (приведя конкретные примеры) по категориям:
основное назначение организации;
способ достижения цели;
учет фактора времени;
роль персонала;
критерии эффективности.
Решение:
Для выполнения задания выберем в качестве примера современную российскую компанию – кафе «Шоколад».
Кафе «Шоколад» – предприятие общественного питания. Адрес организации: г. Москва, ул. Профсоюзная, 45А.
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.
Полное наименование предприятия: общество с ограниченной ответственностью «Шоколад».
Сокращенное наименование: ООО «Шоколад».
Основной вид деятельности: деятельность ресторанов, кафе и услуги по доставке продуктов питания.
Отрасль деятельности: общественное питание.
Услуги, предоставляемые кафе «Шоколад»:
услуги питания;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции общественного питания;
услуги по организации досуга;
информационно-консультативные услуги;
прочие услуги.
Кухня:
- европейская,
- паназиатская,
- японская.
Продукция кафе:
разнообразнейшие салаты, горячие блюда;
выпечка и блинчики: тартатэн, ландес пай, штрудель венский, ореховая палочка, пай ореховый, блинчики с маком и в ванильно-шоколадном соусе и многое другое.
торты и десерты: торт «Опера», клубничная панакотта, мраморный чизкейк, английский пирог из бананов, сырный торт с черникой, тирамису и так далее.
Миссия кафе – предоставить обществу гостеприимный сервис и качественно приготовленные блюда.
Основная цель предприятия – увеличение прибыли.
Среднесписочная численность персонала компании – 25 человек.
Задание 1. Играя роль менеджмента компании, могут быть даны следующие ответы на три основных вопроса стратегического менеджмента:
1. Развитие предприятия напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Как только она начнет улучшаться, сразу же увеличатся и прибыль фирмы. В нынешних же условиях, когда многие компании серьезно пересматривают свои статьи расходов с целью понижения, говорить о каком-то активном росте не приходится. Но, все же, настоящее время предприятие находится в стабильном положении. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, финансовые показатели деятельности предприятия, имеющие положительную динамику.
2. Через несколько лет компания хотела бы открыть несколько филиалов, увеличить прибыль компании на 50%.
3. Для того чтобы достигнуть желаемого положения необходимо составление стратегического плана, формирование тактических задач.
Для достижения стратегической цели по увеличению прибыли предприятию общественного питания ООО «Шоколад» нужно повысить свою конкурентоспособность посредством:
– изучения конкурентов;
– изучения потребностей посетителей;
– улучшения качества обслуживания и ассортимента продукции.
Задание 2. Сравним принципы оперативного и стратегического управления компанией в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Основное назначение организации Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса со средой функционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности предприятия, лиц
Способ достижения цели Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Роль персонала персонал как ресурс предприятия, как исполнители отдельных работ и функций персонал как стратегический ресурс предприятия, его главная ценность и источник его благополучия
Критерии эффективности Ритмичность, равномерность, и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции предприятия на новые запросы рынка и адекватность на изменения в среде функционирования с ориентацией на прибыль
Практикум по решению задач № 2 Тема 2. Миссия и стратегические цели организации.
Обучаемым необходимо продемонстрировать способность разрабатывать миссию организации.
Для этого обучаемым предлагается:
1. Выбрать в качестве примера современную российскую компанию в соответствии с профилем обучения. Привести краткое, но достаточное для решения последующих задач, описание ее предназначения, организационно-правовой формы, целей и задач, текущего экономического состояния, особенностей деятельности и др.
2. Ответьте на основные вопросы миссии:
3. Используйте контрольные вопросы по Э. Кэмпбеллу для определения качества разрабатываемой формулировки миссии:
1) Определяет ли формулировка вдохновляющую цель, которая не направлена на удовлетворение интересов заинтересованных лиц – акционеров, клиентов, сотрудников и поставщиков?
2) Включено ли в формулировку описание обязанностей компании перед своими заинтересованными сторонами?
3) Определяет ли формулировка сферу бизнеса и объясняет почему эта сфера привлекательна?
4) Описывает ли она стратегическое позиционирование компании, которое бы помогало определить вид конкурентного преимущества, которое необходимо?
5) Определяет ли формулировка ценности, которые связаны с целью организации и действует как убеждения, которыми сотрудники могут гордиться?
6) «Резонируют» ли ценности со стратегией организации и усиливают ли они ее?
7) Определяет ли формулировка важные нормы поведения, которые служат в качестве ориентиров стратегий и ценностей?
8) Описаны ли поведенческие нормы таким образом, чтобы отдельные сотрудники могли понять, поступили ли они правильно или нет?
9) Дает ли формулировка образ компании и охватывает ли она ее культуру?
10) Легко ли ее прочитать?
4. Сформулируйте:
А. Миссию-предназначение.
Б. Миссию-ориентацию.
В. Миссию-политику.
Решение:
Для выполнения задания выберем в качестве примера современную российскую компанию – кафе «Шоколад».
Кафе «Шоколад» – предприятие общественного питания.
Основной вид деятельности: деятельность ресторанов, кафе и услуги по доставке продуктов питания.
Ответим на основные вопросы миссии (таблица 2).
Таблица 2 – Ответы на вопросы миссии
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2019. - 480 c.
2. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Уч. / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 289 c.
3. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: Риор, 2018. - 144 c.
4. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2018. - 400 c.
5. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 c.
6. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.