Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в подходах к пониманию сущности психологизма в литературоведении. Особенно актуально в настоящее время исследование психологизма в индивидуальных авторских художественных системах на материале конкретных литературных произведений. Несмотря на интерес исследователей к трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», приемы и способы создания в нем художественных образов остаются недостаточно изученными.
Объектом данного исследования является психологизм в художественной системе Л.Н. Толстого. Предметом исследования являются приемы и способы психологизма в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Цель исследования – выявление особенностей и видов приемов и способов психологизма в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть теоретический аспект психологизма в русском литературоведении;
2) охарактеризовать «диалектику души» как системообразующий принцип поэтики творчества Л.Н. Толстого;
3) проанализировать приемы и способы психологизма в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»;
4) разработать методические рекомендации освоения приемов и способов психологизма при изучении трилогии Л.Н. Толстого на уроках литературы в школе.
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней контекстуального анализа основных приемов и способов психологизма в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Материалом исследования является трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные исследованию психологизма в литературоведении и психологизма в художественной системе Л.Н. Толстого: С.Г. Бочарова, Л.Я Гинзбург, А.Б. Есина, В.А. Ковалева, Н.И. Романовой, А.П. Скафтымова и других исследователей.
В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, системный, теоретический, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы. В данной главе рассматривается понятие психологизма и разнообразие литературоведческих подходов к его содержанию, дается характеристика основного системообразующего принципа поэтики творчества Л.Н. Толстого.
Во второй главе систематизированы и проанализированы результаты исследования, проведенного на материале трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». В данной главе проанализированы приемы и способы создания художественного образа в трилогии, а также рассмотрены психологические аспекты поэтики Л.Н. Толстого в контексте изучения творчества писателя на уроках литературы в школе.
Глава 1 Психологизм в художественной системе Л.Н. Толстого
1.1 Психологизм в русском литературоведении: теоретический аспект
Первоначальные исследования психологизма в русском литературоведении носили эмпирический характер. Внимание исследователей было сконцентрировано преимущественно на особенностях психологизма в творчестве конкретных писателей, а не на теоретических аспектах данного понятия. Термины «психологизм», «психологический анализ», «психологический рисунок», как правило, считались синонимами. Например, Н.Г. Чернышевский отмечал, что психологический анализ является «едва ли не самом существенном из качеств, дающих силу творческому таланту» [27, с.94]. А. П. Скафтымов [20, 21] в своих статьях «Идеи и формы в творчестве Л. Толстого» (статья впервые была опубликована в 1929 г. под названием «Диалектика в рисунке Л. Толстого») и «О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого», использует термин «психологический рисунок», понимая под ним особенности художественного метода писателя, связанные с изображением психики персонажей.
Таким образом, в раннем литературоведении термины «психологизм», «психологический анализ», «психологический рисунок», как правило, отождествлялись. Тенденция к такому отождествлению сохранялась и в литературоведении 60-х-начала 70-х годов XX века.
Начало выделения проблемы психологизма в отдельную проблему было положено вышедшей в работе А. Иезуитова «Проблема психологизма в эстетике и литературе». В своей статье исследователь разграничивает термины
«психологизм» и «психологический анализ». Он определяет три значения понятия психологизма: во-первых, психологизм как родовой признак искусства слова, его органичное свойство, свидетельство художественности; во-вторых, психологизм как результат художественного творчества, выражение и отражение психологии самого автора, его персонажей, класса, сословия, социальной группы, эпохи и т.д.; в-третьих, психологизм как сознательный эстетический принцип, целенаправленная разработка способов и форм воплощения и раскрытия психологии человека, т.е. разработка психологического анализа [9, с.39-40].
В.В. Компанеец также разграничивает понятия «психологизм» и «психологический анализ». С его точки зрения, психологизм – это результат отражения авторской психологии (родовой признак искусства слова, свойство художественной литературы). Психологический анализ, по мнению исследователя представляет собой «сознательный эстетический принцип, располагающий совокупностью средств и обязательно предполагающий объект» [11, с.53].
Таким образом, соотношение психологизма и психологического анализа представлено в научных трудах данного периода как отношение целого и частного, психологический анализ обозначается как часть психологизма.
В исследованиях современного российского литературоведа А. Б. Есина понятие психологизма определено как «изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т.п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной» [6, с.83]. Психологический анализ определяется исследователем как один из приемов психологизма.
В настоящее время в отечественном литературоведении существуют разнообразные и, подчас, противоречивые подходы к определению сущности психологизма. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой под психологизмом понимается изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя, отличающееся подробностью и глубиной. Данная позиция отражена, в частности, в научных трудах С.Г. Бочарова [3], Л. Я. Гинзбург [4], А.Б. Есина [7]. А.Б. Есин подчеркивает, что психологизм является особым качеством художественной формы. При этом в некоторых произведениях (психологических романах и т.п.) психологизм может становиться стилевой доминантой. В этом случае не только образы персонажей, но и все остальные элементы художественной формы подчиняются доминанте психологизма, складываясь в эстетическое единство стиль [7, с.77]. Таким образом, художественная система психологизма в тех произведениях, где он является стилевой доминантой, может охватывать все стороны художественной формы и может быть представлена разнообразными художественными средствами и приемами.
Одним из актуальных аспектов исследуемой проблемы является своеобразие психологизма у того или иного писателя, обозначенное, в частности, в работе А.П. Скафтымова термином «психологический рисунок» [21, с.165-181].
Таким образом, в понятии «психологизм» сочетаются несколько аспектов, важнейшими из которых являются внутренний мир героя, а также художественные средства и приемы его изображения, содержание которых определяется особенностями творческого метода и авторского стиля конкретного писателя.
Основными приемами выражения психологизма в художественном произведении являются монологи и диалоги героев. К тому же, их потенциал в создании художественных образов отдельными авторами расширяется за счет использования таких дополнительных приемов, как письма и дневниковые записи. Например, А.И. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» при раскрытии художественного образа Желткова использует прием реализации самовыражения героя через его письма. Герой присутствует в произведении на всем его протяжении, но при этом возникает перед взором читателя собственной персоной лишь в самом конце рассказа. Первоначально он раскрывается через свои письма, которые создают образ человека, всецело поглощенного чувством любви.
В романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» объединены мемуары Робинзона Крузо и записи из его дневника. Для придания повествованию достоверности в романе приводятся описи, сезонный календарь, сметы, отчеты. Единственным собеседником героя является читатель, которого герой стремится убедить в достоверности происходящего и которому жаждет рассказать о своих духовных исканиях. Он считает, что опыт, приобретенный им в столь тяжелых условиях, как практический, так и духовный, будет полезен читателю.
Помимо комплекса различных средств самовыражения героев, в прозаических произведениях особую значимость приобретают авторские описания, лирические отступления, пейзажные зарисовки. Как справедливо отмечает Ю.Б. Борев, художественный мир чувственно достоверен и материально насыщен [2, с.304].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агиенко JI.A. Подтекст в современной английской драме / Л.А. Агиенко // Изучение стиля художественного текста. – Смоленск, 1987. С. 62-67
2. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. – Т. 1. – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.
3. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького / C. Г. Бочаров // Социалистический реализм и классическое наследие (проблема характера). – М.: Издательство художественной литературы, 1960. – С. 89-211.
4. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Художественная литература, 1977. – 448 с.
5. Елизаветина Г. Г. Диалектика становления личности. Автобиографическая трилогия Л. Толстого и «Былое и думы» А. И. Герцена // Толстой и литература народов Советского Союза: сб. статей. – Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1978. – С. 116-128.
6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. – М.: Флинта, 2008. – 248 с.
7. Есин А. Б. Психологизм / А. Б. Есин // Русская словесность. –1996. – № 1. – С. 73-80.
8. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
9. Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе / А. Иезуитов // Проблемы психологизма в советской литературе; под ред. В. А. Ковалева и А. И. Павловского. – Л.: Наука, 1970. – С. 39-57.
10. Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. –М.: Изд-во МГУ, 1983. – 177 с.
11. Компанеец В. В. Художественный психологизм как проблема исследования / В.В. Компанеец // Русская литература. – 1974. – № 1. – С. 46-60.
12. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 482 с.
13. Мельникова Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова / Л.В. Мельникова // Пейзаж как развивающаяся форма авторской концепции. – М.: 1984. – С. 3-17.
14. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.: Республика, 1995. – 622 с.
15. Моэм У. Сомерсет Искусство слова: о себе и других. Литературные очерки и портреты/ У. С. Моэм. – М.: Художественная литература, 1989. – 399 с.
16. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.
17. Раюшкина М. Е., Белогорцева И. Е. Особенности обучения пониманию эксплицитной и имплицитной информации при работе с аутентичным текстом в старших классах филологического профиля (на примере новеллы О Генри «Дары волхвов» / М.Е. Раюшкина, И.Е. Белогорцева // Наука и образование сегодня. – 2015. – № 1 (1). – С. 62-69.
18. Романова Н.И. Повесть «Детство» в свете формирования художественного мира Л. Н. Толстого // Русская словесность. – 2018. – № 6. – С. 31-38.
19. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 503 с.
20. Скафтымов А. П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого / Александр Павлович Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках; сост. Е. И. Покусаева. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 134-164.
21. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого / Александр Павлович Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 165-181.
22. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Л.Н. Толстой. – М.: Правда, 1987. – 432 с.
23. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. / Л.Н. Толстой. – М.: Худож. литература, 1979. Т. III. – 478 с.
24. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. / Л.Н. Толстой. – М.: Худож. литература, 1980. Т. V. – 429 с.
25. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. / Л.Н. Толстой. – М.: Худож. литература, 1981. Т. VII. – 431 с.
26. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. / Л.Н. Толстой. – М.: Худож. литература, 1985. Т. XXI. – 585 с.
27. Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого / Н. Г. Чернышевский // Л. Н. Толстой в русской критике: сб. ст.; вступ. ст. и примечания С. П. Бычкова. – М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1952. – С. 91-105.