Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных рыночных отношениях государство играет важную роль, как в области регулирования отношений между участниками рынка, так и как непосредственный участник. Последнее осуществляется не самими органами власти, но государственными предприятиями. Помимо непосредственного вмешательства в рынок – регулирования цен, надзором за качеством и решением возникающих споров, государство так же принимает участие в рыночных отношениях как продавец и покупатель услуг и товаров.
Существуют сферы, где государственные предприятия сталкиваются с конкуренцией со стороны частных предприятий. В таком случае государство через эти предприятия осуществляет продвижение своей политики. Так оно может создавать предприятия в тех отраслях рынка, которые в данный период времени являются приоритетными во внутренней или внешней политике страны.
При рассмотрении государственных предприятий стоит помнить, что государство над своими предприятиями осуществляет особый контроль, предъявляет особые требования. Все это должно быть выражено законодательно.
Данная проблема является очень актуальной как сегодня, так и всегда. Ведь на протяжении веков в жизни каждого человека играют важную роль такие вещи как хорошее образование, здоровье, защита интересов и прочие. А так как государство должно действовать в интересах всего общества, то оно пытается удовлетворить все эти интересы граждан посредством создания специализированных государственных организаций.
Государственные учреждения и предприятия сами служат объектами руководства соответствующих органов государственного управления, которые наделены властными полномочиями. Вместе с тем каждое предприятие или учреждение, имеет свой собственный орган управления.
Целью курсовой работы является подробное рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов де5ятельности государственных предприятий, а также их структуру и функции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические предпосылки к изучению сферы деятельности государственных предприятий
- определить характеристику сферы деятельности государственных предприятий, на примере г.Ставрополя
- рассмотреть предложения по совершенствованию деятельности государственных предприятий города Ставрополя
Объектом в данной работе является исследование сферы деятельности государственных предприятий. Предметом исследования выступает выявление специфики организационной структуры и подробный анализ деятельности и предложений.
Для написания курсовой работы использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению сферы деятельности государственных предприятий
1.1 Понятие государственного предприятия
Государственное предприятие – является предприятием, основными средствами которого владеет государство. Руководителями такого предприятия поступают на работу по распределению государственных органов, или выполняющие свои обязанности на основании контракта. Государственными предприятиями могут быть бюджетные – в этом случае, финансировать его будут целиком и полностью из средств государственного бюджета. Если делом предприятия полностью ведает государственный орган, то оно будет носить название «казенное».
Государственной компанией, государственной корпорацией, государственным предприятием (ГП) — организацией любой организационно-правовой формы, основными средствами которого владеет государство, в государственной собственности (или же муниципальной), а руководителями могут быть назначены или наняты по контракту государственными органами.
Государство полностью обладает или имеет контрольный пакет акций в целом ряде акционерных обществ. Под государственной компанией или корпорацией в России следует понимать некоммерческую организацию, упомянутую в Законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно закону о государственной компании/корпорации являются: Государственная компания – это некоммерческая организация, которая не имеет членства и создана Российской Федерацией на основании имущественных взносов чтобы оказывать государственные услуги и выполнять иные функции используя государственное имущество на основе доверительного управления.
Государственную компанию создают на основании федерального закона. Государственной корпорацией признают не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждена Российской Федерацией на основании имущественного взноса и создавалась для осуществления социальной, управленческой или иной общественно полезной функции. Государственную корпорацию создают на основании федерального закона. Кроме того, есть государственные казённые учреждения и государственные бюджетные учреждения. Если государственным учреждением является казённое, то оно, согласно ГК РФ, должно финансироваться из средств государственного бюджета. Если такому предприятию присвоен статус «бюджетного», то оно, согласно ГК РФ, должно получать субсидии.
Деятельность предприятия строят на основе государственных планов экономического и социального развития как важнейшим инструментом реализации экономической политики Коммунистической партии и Советским государством. Руководствуясь контрольными цифрами, государственным заказом, долговременным научно обоснованным экономическим нормативам и лимитам, а также заказами потребителя, предприятием самостоятельно разрабатывается и утверждается свои планы, заключаются договоры.
Предприятие действует на принципах полного хозяйственным расчетом и самофинансирования. Производственная, социальной деятельности предприятия и оплата труда осуществляются за счет заработанных трудовых коллективом средства. Предприятие из выручки, которая получена от реализации продукции (работ, услуг), возмещается свои материальные затраты. Прибылью или доходом является обобщающие показатели хозяйственной деятельности предприятия. Частью прибыли (дохода) необходимо использовать предприятием чтобы выполнять обязательства перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другой частью поступает в его полное распоряжение и вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива, которая является источником жизнедеятельности предприятия.
Деятельность предприятия в условиям полного хозяйственного расчета и самофинансированием осуществляет в соответствии с принципом социалистической самоуправления. Трудовой коллектив, который является полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно может решать все вопросы в производственном и социальном развитии. Достижениями и потерями в работе предприятия непосредственно сказывают на уровень хозрасчетного дохода коллектива, благополучия каждого работника.
Государство пользуется планированием, применяя конкурсное проектированием и производство, финансово – кредитными рычагами и цены для всемерного развития экономической соревнований между предприятиями, которое ограничивает их монопольное положение как производителей определенного вида продукции (работ, услуг). Предприятие может действовать на основе социалистической законности. В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования оно наделяется широкими правами, соблюдение которых гарантируется государством. В интересах осуществления задач и полномочий, установленных настоящим Законом, предприятие вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству.
Материально-техническая база и средства предприятия, то есть его имущество, являются основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы. Предприятие осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
1.2 Нормативно-правовые условия функционирования предприятия
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Существуют законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например, Областной думой).
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Среди источников права, регламентирующих деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, банках, предприятиях и предпринимательской деятельности и др.
Существуют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция)
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021)
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)
8. Постановление администрации города Ставрополя от 15.11.2019 года № 3258 Об утверждении муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспортной системы на территории города Ставрополя, благоустройство территории города Ставрополя"
Специальная литература
1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
5. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
6. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
7. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
8. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
9. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
10. Звягин Л. С., Сатдыков А. И., Беспалова-Милек О. В. Системный анализ деятельности предприятий в экономике и финансах. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 590 с.
11. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
12. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
13. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
14. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 142 с.
15. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
16. Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
17. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
18. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
19. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 302 с.
20. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия). Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 512 с.